Материалы лекции А.В. Пилина "Защита интеллектуальной собственности художников и мастеров, работающих в технологиях войлока и текстиля" Деловой клуб Шкатулочка

 
Материалы лекции А.В. Пилина

 

3 июля в рамках мероприятия «Деловой клуб «Шкатулочка» прошла лекция доцента Института искусств и дизайна Удмуртского Государственного университета, кандидата педагогических наук Александра Васильевича Пилина по авторскому праву.

 

Участники мероприятия с большим интересом послушали насыщенный фактами и примерами из личного опыта материал. Постарались, насколько это возможно за три часа, разобраться с терминами и понятиями. Каждый сделал для себя вывод, насколько целесообразна регистрация и защита авторских прав в нашем сегменте рынка.

 

Автору лекции, совместно с коллегой по творческому цеху Екатериной Пономаревой (Катей Ветровой), кандидатом юридических наук, и автору идеи освещения проблемы  авторского права – Ольге Антропе, показалось целесообразным поделиться основными тезисами с теми, кто не смог побывать на мероприятии лично.

 

ПЕРВЫЙ ТЕЗИС.

Это тезис о том, что в обсуждении любого предмета или явления, связанного с областью возникновения и применения права, как правило, используется два подхода (или два языка, на которых мы можем изъясняться): язык обывательский (он же язык жизненных обстоятельств, как предложила его назвать присутствовавшая на лекции мастер Елена Грабовская) и язык правовой.

На первом мы изъясняемся в сети и кулуарах, в креативном пространстве «Шкатулочки» и на её уютной кухне. В нём мы опираемся на национальные традиции, сложившиеся обычаи, известные законы прошлых лет, понятия, наконец. Второй язык строго официальный, это язык закона. Он, порой, не имеет ничего общего с нашими устоями и практикой недавнего прошлого (законы меняются так часто, что даже юристы вынуждены постоянно пополнять информационную базу). С ним мы сталкиваемся (должны) при предъявлении претензий оппоненту, в официальных спорах и в суде. Во всеобщих обсуждениях, на конференциях, творческих собраниях и даже в сети, язык права также можно считать справедливым.

 

ВТОРОЙ ТЕЗИС.

О возможностях для защиты интеллектуальной собственности в нашем обществе - о том, что теоретически может сделать автор. А защищать он может ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА.

 

Здесь и далее мы пытаемся рассмотреть вопросы возникновения и защиты авторского права исключительно с точки зрения правового языка и правовых понятий – ведь, какой бы эмоциональной не была наша реакция на факты и личности, установить и защитить права можно только в рамках закона (поэтому опускаем моральный аспект, обычаи и традиции, сложившиеся в конкретной профессиональной среде или сообществах).

 

СВЕДЕНИЯ ИЗ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА

В российской правовой системе существует два института, в рамках которых мы можем устанавливать и защищать авторские права. Это ИНСТИТУТ АВТОРСКОГО ПРАВА И ИНСТИТУТ ПАТЕНТНОГО ПРАВА.

 

1.      АВТОРСКОЕ ПРАВО

 

Согласно Гражданскому Кодексу РФ (Часть 4)  авторское право возникает на (указываем пункты, которых могут, так или иначе, касаться творческие этапы работы войлокоделов): «произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна (графического дизайна) (это возможные этапы эскизирования в пластике, цвете, графике)…», «… произведения декоративно-прикладного искусства», «фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии».

Согласно закону, как только создали что-то из вышеперечисленного, Вы автоматически становитесь автором. Но, если Вы попадаете в ситуацию, когда Вам нужно защитить нарушенные права, авторство придется доказывать.

И в спорной ситуации автор, оказывается, говоря языком закона, не тот, кто создал произведение, а тот, кто имеет доказательства своего авторства. Только тогда он и получает набор гарантированных государством авторских прав – неимущественных и имущественных.

ВЫСОКА ВЕРОЯТНОСТЬ, ЧТО В СУДЕ ПРИДЕТСЯ ДОКАЗЫВАТЬ ТО, ЧТО ВАША РАБОТА ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА, А НЕ ПОДЕЛКОЙ ДИЛЕТАНТА.

КАК РЕГИСТРИРОВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ В РАМКАХ ИНСТИТУТА АВТОРСКИХ ПРАВ.

Путей несколько.

1. Депонирование произведения в Российском авторском обществе (РАО). Вы можете зарегистрировать описания, эскизы, фото и др. документы, подтверждающие Ваше авторство http://rao.ru/index.php/pravoobladatelyam/deponirovanie-proizvedenij

2.Выступление на научной конференции с публикацией материалов в сборнике статей (с указанием места конференции, издательства, года опубликования материалов).

3. Публикация труда в книге, каталоге, журнале (источник должен содержать выходные данные, дату и автора).

4. Оформление договора на исполнение творческих работ, в рамках которого создано произведение и где прописаны детали заказа.

5.Нотариальное удостоверение фотографий образцов дизайна, эскизов изображений с выдачей «удостоверения времени подачи документа».

6.Фиксация создания произведений путём публикации на определенных серверах с электронной цифровой подписью.

7. Отправка на своё имя заказного письма с фотографиями и описанием произведения. Письмо, содержащее дату отправления, «дожидается» в запечатанном виде разрешения спорного вопроса и раскрывается в зале суда.

8. Регистрации прав на образовательную программу осуществляется в рамках Государственного координационного центра информационных технологий www.opaf.ru –На сайте подробно описана процедура оформления документов (сопроводительного письма, информационной карты и рекламно-технического описания разработки – программа для заполнения скачивается на сайте). Разработка считается оригинальной, если отличается от подобных более, чем на 30%.

Согласно нормам Гражданского Кодекса РФ, «информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация». Формально под это определение подпадают и публикации в сети. Но, чтобы они служили доказательством в спорных ситуациях, на них должна быть проставлена дата, указано имя автора. Можно поставить значок копирайта.  Если публикация содержит описание технологии, иллюстративный материал, если сама опубликованная фотография является объектом авторского права, в публикации есть дата и имя автора – есть шанс использовать этот материал как доказательство в споре.

Но: публикация фотографии готовой работы в сети не может служить доказательством права авторства на дизайн.

ДИЗАЙН ИЗДЕЛИЙ РЕГИСТРИРУЕТСЯ В РАМКАХ ИНСТИТУТА ПАТЕНТНОГО ПРАВА. ПРЕДУСМОТРЕНО ПАТЕНТОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ (На Ярмарке мастеров представлено яркое пояснение юриста по гражданскому праву по вопросам авторства на дизайн: http://www.livemaster.ru/topic/58464-ob-avtorskih-pravah-na-predmety-ruchnoj-raboty )

Итак, вы документально зарегистрировали интеллектуальную собственность. Государство гарантирует её охрану и защиту. Какие именно права у Вас есть?

СВЕДЕНИЯ ИЗ ЗАКОНА

 

ЗАКОНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОХРАНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ ПРАВ АВТОРОВ:

 

  • ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА:   

1) Одним из главных личных неимущественных прав, возника­ющих в связи с созданием произведения,  являетсяправо признаваться автором произведения (право автор­ства) - основное, неотделимое и неотчуждаемое право автора. Оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекаю­щая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц.   

2) право на имя, которое заключа­ется в том, что автор имеет право сам использо­вать или разрешает использовать произведение под подлинным именем автора, под условным именем (псевдонимом)  или без обозна­чения имени (анонимно);   

3) право на обнародование, которое заключается в возможности автора обнародовать или разрешать обнародовать произведение в пись­менной, устной, в форме звукозаписи или видео­записи, изображения, объемно-пространственной, а также в других формах. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданно­го им произведения.   

4) право на защиту репу­тации автора, включающее в себя право на защи­ту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора;   

5) право на отзыв, т. е. право отказаться от ранее принятого решения об обна­родовании произведения, публично оповестив об отзыве произведения, которое может быть ре­ализовано при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

 

Личные неимущественные права действуют с момента создания произведения бессрочно. Личные права всегда принадлежат только автору; они не могут быть переданы другим лицам.

  • АВТОРСКИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА.

1)распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

2)импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

3)публично показывать произведение (право на публичный показ);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

4)сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

5)сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

По сути, имущественные права похожи на право собственности. У прав этих есть хозяин – это может быть автор, а может быть кто-то другой, кто их купил. Исключительные права на произведение действуют в течение жизни автора и в течение 70 лет после его смерти.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;
в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Резюмируя всё вышеизложенное и переходя на язык обывательский, можно сказать, что нам важно знать:

  1. Авторское право на оригинальное изделие из войлока (если можно признать его произведением декоративно-прикладного творчества, искусства или дизайна), фотографию, а также на образовательную программу возникает в момент создания этих «произведений» и принадлежит оно непосредственно автору или коллективу авторов. Однако оспариваться может только после регистрации в одном из институтов права! Авторское право нельзя передавать по договору. Оно действует в течение всей жизни автора и 70 лет после. По истечении этого срока произведение считается общественным достоянием.
  2. Исключительные имущественные права можно передать по договору другим лицам или организациям. И получить за это вознаграждение.

ПРИМЕР

Вы сделали художественную фотографию (чего угодно, хоть своей работы) и какое-то издательство решило выкупить ее у Вас для производства открыток или для публикации в журнале. Вы заключаете договор и передаете издательству право на воспроизведение Вашего произведения. Получаете вознаграждение. Если Ваше фото используется без Вашего согласия (даже если это его часть), можете справедливо требовать восстановления нарушенных прав или даже обратиться в суд за защитой и получить компенсацию (от 10 000 р. до 5 000 000 р.). Но сначала Вам придется доказать, что это фото сделано Вами. Чтобы проще было защитить Ваши права на фотографию, указывайте на ней Ваше имя и фамилию. Сейчас есть возможность зашить в код фотографии даже Ваши паспортные данные, дату создания фото и адрес Вашего сайта. К слову, таких советов и разборов ситуаций, связанных именно с фото, очень много на сайтах и в сообществах профессиональных фотографов – можно воспользоваться.

Для всех договоров о передаче авторских прав установлена письменная форма. В устной форме можно заключить только договор о публикации ваших произведений в СМИ.

ПРИМЕР

Вы  создали объект (например, панно из войлока), который может считаться произведением искусства. И кто-то его у Вас купил (эта сделка будет называться «первичной продажей»). Конечно, Вы остаетесь автором. И личные неимущественные права – все Ваши. Но вот владелец Вашего произведения решил его перепродать.  И назначает цену Выше той, по которой Вы ему продали на 20%. Так, Вы имеете право получить 5% от наценки. Конечно, всё это работает в случае, если Вы заключаете письменные договоры. Даже есть такое необычное право, как право «приходить на свидание» со своей работой. Покупатель не может Вам в этом оказать. Единственное, доставлять работу он Вам не обязан – нужно будет ехать туда, где она хранится или экспонируется.

 

ДОСТОИНСТВА ИНСТРУМЕНТА ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ через институт АВТОРСКОГО ПРАВА

  1. Невысокая стоимость регистрации интеллектуальной собственности
  2. Доступность инструментов регистрации прав автора.
  3. Разнообразие инструментов регистрации авторства.
  4. Защищает неимущественное право автора – право на имя бессрочно.
  5. Защищает имущественные права пожизненно и в течение 70 лет после смерти автора.

НЕДОСТАТКИ

Некоторые из инструментов малоэффективны при защите.

2.ПАТЕНТНОЕ ПРАВО

Еще один из способов получения выгоды от собственных технологических изобретений или разработок в сфере дизайна. Для тех, кто работает с войлоком, текстилем и других областях ДПИ, актуально получение патентов на изобретение и промышленный образец.

СВЕДЕНИЯ ИЗ ЗАКОНА

Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами. Т.е., чтобы распоряжаться ими, нужно в установленном порядке получить документ – патент.

 Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат следующие права:

1) исключительное право;

2) право авторства.

Изобретением признается техническое решение в любой отрасли, относящееся к продукту (устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению.

Полезная модель – техническое решение, относящееся к устройству. Полезная модель должны быт новой и промышленно применимой. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники.

Промышленный образец – решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своим существенным признакам он является новым и оригинальным. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент, сочетание цветов, линий, контуры изделия, текстура или фактура материала изделия. Промышленный образец является новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

Патенты выдаются на определенные сроки:

двадцать лет - для изобретений, плюс 5 лет по заявлению о продлении срока;

пять лет - для промышленных образцов, плюс 3 года по заявлению о продлении срока.

Правом получения патента обладает автор. Так же, как и в случае с авторским правом, владелец патента получает подтверждение авторских прав и исключительные права.

АВТОРСКИЕ ПРАВА (или неимущественные) ЯВЛЯЮТСЯ БЕССРОЧНЫМИ И НЕОТЧУЖДАЕМЫМИ.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА МОЖНО ПЕРЕДАВАТЬ ПО ДОГОВОРУ.

Для передачи прав на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образов заключается лицензионный договор.

Чтобы получить патент, нужно подать объемный пакет документов в подразделение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент). Заявки принимает и проводит экспертизу подразделение Роспатента  -  ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности). Принятие решения по патенту проходит в несколько этапов. Как показывает практика, решение о выдаче патента (отрицательное решение приходит раньше) приходит через 1,5 – 2 года. На каждом из этапов необходимо уплачивать госпошлины. При отрицательном решении деньги не возвращаются!

Основные этапы получения патента:

  1. Подача заявки на выдачу патента (заявка состоит из заявления, описания аналогов и прототипов, реферата, формулы изобретения или промышленного образца, чертежей и иных материалов (Составление документов, написание реферата и составление формулы изобретения или промышленного образца требует специальных знаний, умений и практики или значительных средств на услуги патентного поверенного.
  2. Информационный поиск (Возможно однократное преобразование заявки в случае, если на этом этапе получаете отказ). Поиск потребует большого времени или средств на услуги патентного поверенного.
  3. Пошлина в ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности) за рассмотрение заявки по существу.
  4. Экспертиза заявки.
  5. Публикация заявки.
  6. Далее возможен этап рассмотрения заявки по существу.
  7. Решение о выдаче патента или об отказе в выдаче (Положительные решения на выдачу патента на изобретение, как показывает практика, нечасты! Это примерно каждая седьмая или восьмая заявка с новым техническим решением. Патенты на промышленные образцы, защищающие дизайн, более вероятны ). ПОШЛИНЫ ПРИ ОТКАЗЕ В ВЫДАЧЕ ПАТЕНТА НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.
  8. Регистрация изобретения/промышленной модели/полезного образца и выдача патента.

9. Оплата пошлины за пользование патентом в течение срока его действия (в том случае, если вы хотите защищать имущественные права). НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРА БЕССРОЧНЫ и не прекращаются в связи с окончанием срока действия патента или неуплаты пошлины за пользование патентом.

Исходя из примерного перечня цен на услуги патентных поверенных и размеров государственной пошлины на всех этапах рассмотрения заявки на получение патента, получается, что оформить патент через поверенного обойдется москвичам в сумму около 100 000 рублей (авторам из провинции меньшую). И это не считая времени на генерирование решения, исполнения опытного образца и уплаты пошлины за использование патента за 15 лет –  для промышленного образца и 20 лет – для изобретения.

Для чего же может быть полезно получение патента мастерам и художникам по войлоку?

Наиболее применимыми  к виду деятельности художников декоративно-прикладного искусства объектами патентования являются изобретение и промышленный образец. Патентом на изобретение можно защитить оригинальную технологию изготовления войлока или техническое решение (станок для уплотнения войлока, части станка для подготовки шерсти, ручной инструмент, обладающий отличительными признаками и пр.) Патентом можно защитить и промышленный образец (это конкретный дизайн формы, рисунка декора). Просто рисунок можно защитить в рамках авторского права как произведение графики.

 

                     ДОСТОИНСТВА ИНСТРУМЕНТА ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ через институт ПАТЕНТНОГО ПРАВА

  1. Патент обеспечивает действенную защиту имущественных и неимущественных прав.
  2. Эффективен в случае массового и серийного производства.
  3. Эффективен в случае минимизации отличительных признаков формулы промышленного образца или изобретения.
  4. Основательно защищает неимущественное право автора – право на имя.

НЕДОСТАТКИ

  1. Высокая стоимость оформления и длительные сроки рассмотрения заявки.
  2. В случае большого количества отличительных признаков формулы, заимствованием считается полное их использование.
  3. Следить за соблюдением Ваших патентных прав и выявлять нарушителей придется скорее вам или нанятым специалистам.
  4. Ограниченный срок действия патента.

СВЕДЕНИЯ ИЗ ЗАКОНА

Споры о нарушении патентных прав рассматриваются судом. В случае нарушения исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков (которые нужно доказывать) или выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование соответствующих изобретения, полезной модели, промышленного образца тем способом, который использовал нарушитель.

Уголовным кодексом также предусмотрена ответственность за незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются штрафом или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Как узнать о действующих патентах в нашей области?

Например, осуществить поиск по открытым реестрам патентов на сайте ФИПС. Интересно сделать поиск по отраслям и посмотреть, какие изобретения запатентованы по словам «войлок», «валяние». Имеет смысл посмотреть и действующие патенты и те, по которым защита прав приостановлена или срок истек – авторские права по ним все равно действуют, повторно запатентовать то же самое другому лицу невозможно.

ТЕЗИС ТРЕТИЙ.

Он самый животрепещущий. Как на практике защищать свои права.

Александр Васильевич Пилин получил за свою жизнь более 30 патентов. Значительная часть из них не связана с изделиями из войлока. Однако опыт защиты прав в условиях нашей действительности, как правило, имущественных, видится ему крайне дорогим и проблематичным.

Получать патенты, оплачивать пошлины за их поддержание «в силе», тратить время и средства на защиту патентных прав, в силу посягательств конкурентов, имеет смысл только в том случае, если:

  1. Вы ведете успешный бизнес с использованием изобретений и промышленных образцов.
  2. Вы заточены на изобретательство и зарабатываете передачей имущественных патентных прав на использование вашего технического или дизайн решения.

Если же вы занимаетесь творчеством и, иногда, находите потребителя ваших работ, вам едва ли имеет смысл оформлять патент.

Вместе с тем, весьма актуальна защита и регистрация интеллектуальной собственности в рамках Института авторских прав, которая доступна многим. Выпускайте книги по технологиям (не забывайте ссылаться на аналоги и прототипы и свою новизну). Публикуйте каталоги авторских работ (возможны коллективные труды). Пишите доклады и выступайте с ними на научных конференциях.

Резюмируя лекционный материал, практику правоприменения, реалии нашего времени, хочется выделить следующие моменты.

- Необходимо понимать, что когда вы выходите в публичное пространство – научная ли это конференция теоретиков и практиков войлока и текстиля, митинг (встреча) ли это мастеров и художников или это интернет сообщество, следует быть информированным и подготовленным в профессиональном плане.

- Следует с уважением относиться к правам своих коллег по цеху и не только авторских.

- Быть критичным к себе и чужим новациям и понимать, что институты защиты прав существуют, как и правозащитные органы.

- Регистрируйте свои права любым из доступных вариантов в рамках института авторского права и получайте формальные документы.

- Мастера могут создавать совместные проекты с художниками и публиковаться как соавторы, чтобы защитить и технологию, и новый художественный проект.

- Институт патентного права, на сегодня, очень не выгоден для художника, мастера и микро предпринимателя в силу высоких материальных затрат.

- Подписывайте свои работы и, если авторство зарегистрировано в одном из институтов, ставьте знак КОПИРАЙТ – это буква С в круге (на клавиатуре - это Alt …). Это создает поведенческую культуру в авторском поле.

Читайте подписи на том «не Вашем», что вы цитируете, копируете, распространяете и указывайте автора.

- Следите за публикациями в официальных источниках, новостями в Вашей профессиональной среде, официальными реестрами РАО (Российское авторское общество) и ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности).

- Интересно сделать поиск по отраслям и посмотреть, какие изобретения запатентованы по словам «войлок», «валяние». Имеет смысл посмотреть и действующие патенты и те, по которым защита имущественных прав приостановлена или срок действия истек.

Вот краткое резюме изложенного в лекции материала.

После лекции в приватной беседе за чашкой чая прозвучало несколько интересных предложений, касающихся не только авторского права, но и просто эффективного взаимодействия внутри нашего сообщества. Озвучены мечты о создании Российской ассоциации войлокоделов, которая могла бы, в частности, взять на себя работу по информировании своих членов о мировых и российских достижениях в области войлока и текстиля, составления перечня изобретателей и новаторов России, заботу о решении спорных вопросов внутри сообщества, а также помощи в продвижении товаров и услуг.

Всем удачного творчества, много новых и интересных открытий, взаимоуважения и понимания!