В стародавние времена, когда швейная машинка моей прабабушки, была выше меня, и мне не дозволялось играть с большим чугунным колесом ее привода, любимыми игрушками для развлечения были сокровища из сундука. Ленточки, кружева, мулине, кусочки ткани, катушки и пуговки занимали мое воображение, не меньше, чем у современного ребенка очки виртуальной реальности.
Шло время, а мне по-прежнему было интересно творить, но уже более серьезно и осмысленно. Рисовала, как могла, и шила. Сначала на кукол, а потом на себя. Во времена дефицита это очень помогало.
В каждом виде творчества, куда бы меня не заносило, были свои прелести: во фриволите - невероятная нежность петелек, в вологодских кружевах - мелодичный перезвон коклюшек над змейкой кружева, в машинной вышивке - узоры на тонком батисте появляющиеся, как по волшебству, от легкого прикосновения к чугунной педали скрипучего "Zingera", и так далее, и так далее… Бусинки нанизывались, стежки отрабатывали свое, а я по-прежнему металась от одного к другому, не находя идеального для себя материала.
И вот однажды, гуляя по очередной выставке, увидела оранжевое чудо. Жилет был явно мне не по карману, но как хорош. Элементы кружева, мех, шелк и ленты перетекали друг в друга гармонично и без видимых способов крепления. Вывернула на изнанку и не нашла швов, чуть не задохнулась от восторга. Девушка на стенде произнесла загадочное слово "Felting" и я с нетерпением, хлопая крыльями, выросшими за спиной, помчалась в интернет. Предчувствие меня не обмануло – это то самое, что я искала столько лет.
Сначала училась, извлекая информацию из интернета, на местной слонимской шерсти, поэтому первый шарфик, солнечного цвета, стоял колом, но, дочка была в восторге. В срочном порядке была сваляна мышка и она стала брошью и неотъемлемой частью этого странного куска сыра.
Многие валяльщики проходят стадии тапочек, шарфиков и цветочков, я не исключение. Продвигалась вперед, радуя родных, но, регулярно спотыкаясь об собственную безграмотность. В кошкином доме, кардочес буквально сожрал яркую вискозу и полинял. При валянии сумки, когда силы закончились, а до финиша было рукой подать, на секундочку бросила в стиральную машинку и, разумеется потом зубами ее растягивала, ругаясь на чем свет стоял. Предательские дырочки в тонком войлоке это вообще отдельная история. А знаете, что чувствует человек, разложивший четыре тонких слоя шерсти на палантин, когда раскладка поднимается волной за любимым человеком, проходящим мимо, а потом предательски сваливается в кучу?
Шерсть настолько благодатный материал, что поражения только подзадоривают. Так вот, возвращаясь к нашим баранам и овечкам. Два года работы в стол, и мои друзья начали забрасывать меня тапками, на тему выхода в свет. Сложно ответить на вопрос, что меня сдерживало до сих пор, но лед тронулся.
Первый шаг: на facebook.com создана страничка "StrongWool" (сильная шерсть). Почему сильная? Да потому что помимо своей природной способности соединять все воедино, влиять на форму предмета и, даже, помогать, в некоторых случаях, лечению, она способна делать людей лучше. Мышцы вспоминают зачем они нужны в организме, а характер становится куда решительнее.
Шаг второй: участие в текущем конкурсе, что мне несвойственно.
Шаг третий: достаю учебники английского и начинаю изучать язык. А что делать? Дизайнеры по текстилю и поставщики шерсти по всему миру разбросаны. И это в сорок лет, когда я была уверена, что уж без языков-то я точно проживу.
Меняемся мы, меняется и окружение. Горячо любимый муж, на мои творческие метания, посматривал с некоторым недоверием. Мол, посмотрим, на сколько тебя хватит. Но, начал дарить инструменты и приспособления, очень полезные в нашем деле. И, вот, настал долгожданный момент: пришел с просьбой свалять концертную жилетку. Раскладывала жилетку, терла, валяла, а сама до последнего сомневалась, что оденет. Первая примерка выявила недочеты, с которыми пришлось повоевать, но, терпение одержало верх и все получилось. Войлок под софитами отлично смотрится, а мое внутреннее я ликует, т.к. одобрение получено от самого большого скептика - собственного мужа.
Однако, самые искренние почитатели нашего труда – это дети. Стоило подарить ежовую рукавицу молодоженам, как она тут же превратилась в модную шляпку, на зависть всем окружающим девчонкам.
А новогодняя овечка стала любимой подружкой племянницы в кукольном мире. Одна беда: кошка тоже считает кудряшку своей игрушкой.
Самому себя сфотографировать сложно, поэтому помогают дочки и выступают моделями. Одежда на манекене мне кажется бесчувственной, да и сидит иначе. Фотографии вообще вещь полезная: видишь работу со стороны и, соответственно, легче корректировать и видоизменять нюансы. На фото ниже одно и тоже платье с лицевой и с обратной стороны. Обожаю эту способность валяных изделий. Хотя, справедливости ради, должна сказать, что на мой взгляд посадка первична, поэтому, если не нравится режу без сожаления.
И, напоследок, для тех, кто дочитал до конца. В мире валяльщиков много ярких мастеров, но, особенно я благодарна русскоязычным девочкам, тем, кто, без устали, делится своими наработками. Низкий вам поклон! Отдельные слова благодарности командам энтузиастов, снабжающих шерстяную братию, материалами и инструментами, без вас мы, как без рук! И с такой мощной поддержкой нам совершенно естественно творить, оттачивать мастерство и радовать окружающих. Вот собственно и все, что мне хотелось рассказать сегодня. С уважением Татьяна Пасюк (г.Минск, Беларусь)
Свои истории вы по-прежнему можете присылать на [email protected]. Наиболее яркие истории сентября назовём 2го октября. А пока продолжаем публикации сентябрьских историй.