Здравствуйте, меня зовут Татьяна Тихонова. Я живу в Ярославле.
Мое знакомство с войлоком произошло в прошлом веке:) В 1999 году Ивановская текстильная академия принимала в своих стенах конкурс молодых дизайнеров, проводимый Татьяной Михалковой, «Русский силуэт».
Академию я только что закончила, и очень хотелось попробовать себя в мире моды.
В моем родном Ярославле есть старинная фабрика валяной обуви. В качестве обуви для коллекции, я решила использовать валенки, превращая их в сандалии. Напросившись на посещение фабрики, я впервые столкнулась с ВОЙЛОКОМ
Конечно, мы все носили валенки. «Мама, я не буууду их надевать. Они не мооодные. Я хочу сапоооожки…» Но почему-то своим детям идем покупать ВАЛЕНКИ-самокатки… Имя Мастера передается из уст в уста…
Так вот, на фабрике. На подготовительном складе – тюки, в которых шерсть – сырец, теперь это называется флисом. Стойкое амбре не выветривается в течение нескольких часов. «А это почти целый сОстриг» - мне показали неразвалившийся флис. Отмытый и покрашенный, он пошел в моей коллекции на шапки. В цехах переработки – огромные кардочесальные станки. Они проглатывают распушенную шерсть и выдают войлочное полотно, сначала более грубое, на следующих станках – нежнее, насколько возможно. Этот кардочес используется для изготовления ВАЛЕНОК.
Прекрасные люди, которых я встретила на фабрике, мужественно сохраняли производство в то нелегкое время. Я очень благодарна руководству фабрики за то, что они раскрыли мне все тайны этого древнего ремесла и поддержали меня в работе над коллекцией. Придя за обувью, я получила еще и рулоны войлочного полотна. Надо ли говорить, что все модели были выполнены именно из него. Валять я тогда побоялась, после посещения горячего цеха, где крепкие мужики в жуткой жаре и влажности месили, били, мяли заготовки валенок. Тогда я не знала ни о нуно-войлоке, ни о различной тонине войлочного волокна. Модели были сшиты на льняном подкладе, поверхность войлока декорировалась распушенными войлочными лентами и уникальными медными украшениями авторства моего мужа Олега Тихонова. Наташа Аивченкова, подруга, твоя помощь бесценна.
Коллекция «Вива, Валенок!» получила второе место на региональном этапе конкурса «Русский силуэт».
Потом была Москва, Гостиный двор, благословение от Ж.-Ш. Де Кастельбажака и приглашение для работы в ремесленной деревне «Европа-парка» в Германии.
Немцы просили: «Покажите, как валяют валенки!» - «Что вы! Это делается в жаркой и влажной бане,» - отвечали мы. Интересно, в 2000 году немецкие фабрики уже выпускали тот войлок, который зачаровывает всех рукодельниц мира? Мы отработали в Германии около двух лет. Для работы (обувь и сувениры) нас обеспечивали войлочным полотном, настолько плотным, гладким и пластичным, что обувь из него, уехавшая с нами на Родину, служит до сих пор.
В России я не смогла найти по-настоящему красивого войлока. И отношения с прекрасным материалом прервались.
Через некоторое время на одной рукодельной выставке я увидела роскошные войлочные картины и хит валяльщиков - войлочные бусы! Ну, я же девочка… Разве я могу пройти мимо такого волшебства?! Шарики всех размеров и цветов, нанизанные на шнурок - они греют морозной зимой и такие уютные! Это чудо делала мастерица, получившая ремесло в Грузии у местных мастеров, которые делали бурки и другие традиционные национальные предметы из войлока.
Ну, конечно, Остапа опять понесло! Талантливая Полина открыла мне современный мир ВОЙЛОКА через призму вековых ремесленных традиций.
Многое валялось для души и раздаривалось - бусы, галстуки, сумки, тапки.
Но, в доступности была только троицкая шерсть, которая привела к разочарованию – жесткая и колется. Как в хорошем романе, судьба снова развела нас.
Я – модельер – конструктор, более десяти лет занимаюсь разработкой ортопедических изделий. До этого, шила на заказ женскую одежду. Валяние было лишь хобби. То, что делают мастера-валяльщики сейчас, из превосходного новозеландского войлока – просто чудо. Описать словами эмоции очень сложно. Радость, что при работе с войлоком отсутствуют границы в творчестве, что войлок позволяет сделать СВОЙ материал, не ориентируясь на ассортимент магазинов тканей. Войлок может быть тончайшим, как паутина, и предстать роскошной шубой из неубитого зверя.
А где же взять материал? Выписывать из Новой Зеландии или Германии? Долго, дорого, для хобби не выгодно.
Спасительница «Шкатулочка» взяла на себя заботу о мастерах-валяльщиках, огромная благодарность ей за это. Рукодельная тусовка, мастер-классы и даже бизнес-тренинги открывают перспективы без границ для людей, зараженных войлочным вирусом.
Я возвращаюсь, мои овечки. Подтянем технологию на мастер-классах, затаримся материалом, просчитаем бизнес-проект и в путь по бескрайним просторам рукодельного творчества!
Желаю всем валяльщикам хороших заказчиков, неиссякаемой творческой энергии и удачи, куда уж без неё!
С уважением, Татьяна Тихонова.
Свои истории вы по-прежнему можете присылать на [email protected].Наиболее яркие истории сентября назовём 2го октября. А пока продолжаем публикации сентябрьских историй.