Чем эко-принт отличается от ботанического контактного крашения?
Лето у нас яркое, но очень мимолетное. И прожить его нужно с максимальной пользой - наварить варенья, насолить грибов и, конечно, научиться окрашивать ткань с помощью растений!
Работы Дины Рониной.
А чтобы вы не думали, что занятие это по силам разве что настоящим химикам и ботаникам, "Шкатулочка" пригласила на чашку травяного чая большого знатока этой темы, петербурженку Дину Ронину.
Естественно, для начала решено было определиться с понятиями!
Свой метод Дина называет ботаническим контактным крашением.
Я сознательно редко использую термин “экопринт”, поскольку автор и техники, и термина - Индия Флинт, считает, что в процессе не должны участвовать химические реактивы фабричного производства, электричество и газ.
Индия Флинт
Она сама нагревает красильные емкости на дровяном очаге использует ткани только от экологичных производителей и уверена, что те, кто не соблюдает эти принципы, не могут называть свои технику крашения экопринтом.
Поскольку я не крашу ткани на костре и вообще сторонник смешанного использования природных и неприродных материалов - я называю технику, в которой работаю контактным крашением.
Работы Дины Рониной.
Было время, когда вещи красили в каждой семье!
Дина выросла в эпоху, когда в магазинах выбор тканей был скудным и домашнее крашение было необходимым процессом, который время от времени практиковали почти в каждой семье:
- Мы часто перешивали и перекрашивали старые вещи, красили дешевые ткани, чтобы сшить из них что-то интересное и модное.
Я красила ткани лет с 14-ти. Приятель показал мне технику, которую сейчас называют узелковым батиком, шибори и тай-дай. Я выкрасила юбку из марлевки. Получилось шикарно. Я была страшно горда собой, несмотря на то, что в дождь моя юбка заметно линяла, хотя красители были в основном такие же, как сейчас. А вот инструкции были неполные.
Вообще, чем только не красили в те времена: в аптеке покупали за копейки зеленку-марганцовку, использовали красильную марену и синьку.
Как Дину околдовал листик эвкалипта.
Дина Ронина окончила Мухинское училище, стала художником и через-какое-то время увлеклась нуновойлоком. Однажды она увидела фотографию ткани с четким и красивым отпечатком листа эвкалипта.
Индия Флинт и ее работа в технике эко принт.
Это была работа Индии Флинт, я нашла ее сайт и познакомилась с ее работами и техникой. Это было восхитительно простые и остроумные решения.
Учиться “вживую” в тот момент было не у кого, в основном все только пробовали.
Года полтора я экспериментировала, читала старые книги по крашению, учебники по текстильной химии.
Работы Дины Рониной.
Помню одна петербургская валяльщица, Юлия Орлова побывала на мастер-классе по эко-принту, который проводила ученица Индии Флинт на Фельтрозе - такая история в духе “я видел тех, кто видел Ленина”. Это была очень ценная “живая” информация по классическому эко-принту с использованием уксуса и ржавчины.
Кстати, термин “контактное крашение” я впервые увидела в замечательном блоге Елены Ульяновой, а еще меня вдохновляли и вдохновляют удивительные работы Ирит Дулман.
Работы Ирит Дулман.
Если не эвкалипт, то что?
Традиционная растительная палитра состояла из эвкалиптов, казуарины, сумаха, гревиллеи, листьев амбрового дерева - всего этого на Северо-Западе России просто нет.
Работы Дины Рониной.
Мы стали искать местные заменители.
Мне очень помогло, что мы делились информацией с Женей Бобровой, поскольку растения у нас под рукой были примерно одни и те же. Сейчас я практически перестала покупать эвкалипт.
Железное одеяло и медиум-принт.
Медиум-принт как прием открыли мы с Ольгой Казанской совершенно независимо друг от друга. А вот название ему дали уже вместе.
Получилось так: однажды голубой хлопковый лоскут, который я использовала в качестве “железного одеяла” для внесения протравы, чудесным образом полинял и получилось неожиданно красиво.
Работы Дины Рониной.
Теперь этот прием вошел в нашу общую копилку.
Земляные оттенки.
Сначала я подбирала синтетические красители “земляных” оттенков - серый, бежевый, охристый, потом захотелось чего-то более яркого. Сейчас у меня есть несколько любимых проверенных цветовых сочетаний. Кроме того, я стараюсь придумывать разные приемы, чтобы картинка получалась интереснее.
Работы Дины Рониной.
Секрет медиум-принта.
Техника медиум-принт не требует умения рисовать. Здесь больше важно умение обращаться с красителями и правильный выбор растений.
И важно придумать вещь прежде, чем начать ее делать.
Работы Дины Рониной.