Алёна Селезнёва известна как дизайнер, мастер по войлоку и текстилю в России и за рубежом. Талантливая, целеустремленная, энергичная – за годы работы с материалом Алёна разработала десятки техник и приемов, выкроек и технических решений, которыми сегодня пользуется каждый, имеющий отношение к валянию.
У нее нет магазина на Ярмарке мастеров, каталога работ в Интернете. Она не участвует в выставках и дизайн-маркетах как мастер. Но, тем не менее, ее работы знает каждый, кто увлекается войлоком. Большинство мастеров, создающих одежду, прошли обучение на семинарах и курсах Алёны Селезнёвой.
Алёна создает вещи из войлока уже более 15 лет! Ей удается совмещать напряженную и интересную работу с творчеством, преподавание с генерированием новых идей и постоянным оттачиванием мастерства.
В своем плотном графике Алёна нашла пару часов, чтобы рассказать нам необычную и творческую историю своей жизни.
Алёна, насколько я знаю, Вы инженер по образованию? Откуда в Вас такая сильная любовь творчеству?
Я выросла в очень «рукодельной» семье – практически все мои родственники делали что-то руками. Бабушка шила и вязала, дед и мама прекрасно рисовали. Мне передались таланты родственников и любовь к творчеству. Но мой папа считал, что лучшее образование – техническое. Поэтому настоял, чтобы я шла учиться на инженера. Так и случилось.
Моё инженерное образование очень помогает мне сегодня – умение логически мыслить и систематизировать материал, навыки конструирования – всё это помогает организовать себя и находить нужные технические решения для воплощения сложных идей.
Но я всегда знала, что буду заниматься одеждой. Я хорошо умела шить и все студенчество этим зарабатывала на жизнь. Причем любила шить не повседневное, а нарядные вечерние платья и необычные вещи. Увлечение шитьём сопровождало меня много лет. Моя старшая дочка родилась в 90-е, когда сложно было купить красивую одежду, и я с удовольствием обшивала ее сама. Делала всё - от платьиц до шубок.
Алёна, расскажите, пожалуйста, как в Вашей жизни появился войлок?
Моё знакомство с войлоком и погружение в материал началось очень давно. Еще в конце 90-х. В одной из первых зарубежных поездок в Австрию я купила несколько пальто известной австрийской фабрики. Пальто были вязаные, а потом подвалянные. Тогда я и обратила внимание на новую для меня технику. Стала искать информацию в Интернете, читать, углубляться в тему. Потом мне удалось побывать на фабрике и посмотреть, как устроено производство.
Я стала увлекаться вязаным трикотажем – делала кардиганы и пончо. В одну из следующих поездок привезла из Австрии фильцевальную машинку для работы в технике crazywool. И параллельно стала осваивать войлок. Тогда у меня уже родился второй ребенок и часто, когда он спал, я натягивала на пяльцы шифон и иглой «вытыкивала» разные узоры из шерсти. А потом подваливала их.
Войлок стал одним из любимых домашних рукоделий. Я постепенно открывала новые и новые его возможности. Сначала это было картины, потом тапочки, интерьерные вещи. Больше всего меня поразило то, что с этим материалом можно экспериментировать бесконечно. Можно лепить из него, как из пластилина – всё, что угодно.
Алёна, Вы много лет посвятили экспериментам с войлоком. А когда Вы делали первые шаги, у кого Вы учились? Может быть, Вам помогал Интернет или Вы обучались у каких-то мастеров за рубежом?
Мой путь как мастера начался с того, что я читала все доступные тогда материалы и постоянно занималась экспериментами.
В какой-то момент я прочитала об Александре Пилине. Мне очень захотелось с ним повстречаться. Понравилось, что он разработал некую систему знаний о войлоке, систему материалов и технологий. Такой подход мне, как человеку техническому, очень импонировал. И вот мне представилась возможность познакомиться.
В то время Александр Пилин вел курсы по войлоку в Москве. Я записалась и стала ходить на занятия. Мне понравились подход к предмету и видение А. Пилина. Всё было разложено по полочкам, были ответы на многие вопросы, которые я себе задавала. Я шла на курсы именно за этими системными знаниями. Мне важно было послушать теорию, посмотреть, как работает мастер.
По сути, курсы А. Пилина были единственным занятием по войлоку, которое я посетила. Больше учителей-мастеров в моей жизни не было. Я получила базу теории и вдохновенно продолжила свои эксперименты.
Как Вы пришли к экспериментам с одеждой из войлока?
В творческих экспериментах ткани и одежда всегда представляли для меня наибольший интерес. Я искала нестандартные креативные решения. Мне редко удавалось купить то, что нравилось. И до сих пор, даже если я покупаю что-то из одежды в магазине, я это «додумываю», доделываю и перешиваю. Мне всегда хочется привнести в дизайн одежды что-то своё. Так было всегда. И так происходит по сей день. Войлок – замечательный материал для экспериментов. Он такой многогранный, пластичный. Можно просто использовать шерсть, как клей, сочетая самые разные по фактуре, свойствам и цвету материалы и создавая волшебство.
В моем увлечении войлоком были разные периоды. Я много экспериментировала с тканями, с шерстью разного качества, сочетая ее, с чем только можно. В процессе моих экспериментов рождались интерьерные истории, ковры, тапочки, предметы одежды.
В конце концов, одежда победила. Мне как инженеру и технарю больше всего интересно было конструирование и новые технологии. Мне интересны объемы и пространственные решения, интересны идеи и поиск способов их реализации. Идеи чаще всего приходят ко мне в виде какой-то формы. Я люблю чувствовать себя Кулибиным-изобретателем. Люблю сама докопаться до истины – ставлю задачу, либо конструктивную, либо технологическую, и начинаю думать, как ее реализовать. Очень люблю нетрадиционные материалы и их сочетания.
Может быть, это пошло еще с перестроечных времен, когда ничего не было, но хотелось модно выглядеть, и мы всё делали сами?..
Рабочий день Алёны плавно перетекает в ночь, отпуск сопрягается с творческой командировкой, студия журнала Seasons становится колыбелью нового проекта, а любимая дача местом проведения рабочих «летучек». Поэтому она даже не смогла вспомнить, когда же занятия текстилем и войлоком из любимых хобби превратились в серьезные проекты. Тем не менее, каждое из увлечений Алёны «выросло» в самостоятельное направление ее работы.
Алёна, как устроена Ваша творческая жизнь? Коллекции, выставки, дефиле?
Значительное место в моей творческой жизни занимают проекты, связанные с текстилем. Я много экспериментирую с окрашиванием: использую разные варианты техники шибори, коренья и травы, создаю гобелены, интерьерные штуки, крашу текстиль с использованием растений . Периодически я работаю с интерьерными дизайнерами. По мере наличия времени, беру заказы на интерьерный текстиль: подушки, шторы, покрывала, панно. Конечно, такие индивидуальные проекты очень дорогостоящие. И позволить себе их может далеко не каждый. Нередко мне заказывают оформление выставочных стендов и театральные декорации (дизайн и изготовление тканей для задников, фонов).
Наверное, самый большой и продолжительный текстильный проект – наша совместная работа с дизайнером и моей подругой Надей Зотовой. У Нади своё дизайнерское бюро «Enjoy Home» - хорошо известное в Москве. Она занимается производством собственной мебели и реализует проекты по дизайну интерьеров. Для Нади я делаю примерно по 2 коллекции тканей в год.
На этих фото совместная работа Алёны и её дочери Даши (профессионального дизайнера)
Конечно, работа с большим объемом заказов отнимает много времени. Мы стараемся оптимизировать процесс, обучаем людей, я пытаюсь делегировать свои обязанности по окрашиванию тканей другим сотрудникам, чтобы оставить себе только разработку образцов. Но это не всегда получается. Сложно найти человека, который будет делать работу так же хорошо, как ты сам. Тем более, когда занимаешься исследованиями уже много лет и досконально знаешь материал. Но я работаю в хорошем темпе и могу, без отрыва от основных проектов, покрасить 40-50 ткани за месяц. Пока этого хватает.
А как развивается Ваше войлочное творчество?
Я постоянно экспериментирую и опробую новые материалы и техники. Но у меня нет цели создавать полноценные коллекции и где-то их выставлять. Я работаю небольшими сериями по 6-10 вещей. В каждой серии отрабатываю придуманные формы, технологии, цветовые сочетания. Это могут быть трансформеры, платья, юбки, жакеты, свитера. Работы, как правило, связаны стилистически и выполнены в одной технике. Времени на систематизацию, съемку, оформление выставок и каталогов катастрофически не хватает. Многие работы я даже не успеваю сфотографировать. Ведь организация профессиональной съемки – это целое событие. Идея, интерьер или натура, модель, макияж, свет. Иногда, конечно, время на это находится. Но не часто. Несколько раз съемки проходили на работе – в студии любимого журнала Seasons.
В своих работах мне интересно развивать тему необычной одежды. Нередко мне поступают частные заказы - создать модели одежды для каких-то съемок. Иногда бывают запросы от театров. Я люблю интересные проекты и по мере возможности принимаю в них участие. Помните, один из недавних наших проектов со Светланой Вронской? Мы делали необычные театральные платья.
Алёна, Вы продаете свои работы из войлока? Как находите покупателей?
Никогда не пыталась продавать свои работы специально. У меня даже нет своего интернет-магазина. И одежду на заказ я не делаю – у меня просто физически нет на это времени и сил. Мне нравится создавать новое, воплощать свои идеи в жизнь, экспериментировать. Но я не занимаюсь продажами – мне скучно это делать, и у меня нет опыта в организации продаж. Да, и жаль бывает времени – лучше я его потрачу на творчество.
Не люблю повторяться, не люблю выполнять чьи-то пожелания. Мне нравится делать то, что я сама придумала. Я убеждена, что у каждой вещи есть свой хозяин. Есть человек, которому эта вещь подходит. И он обязательно с ней встретится.
Так и происходит. Обычно покупатели моих работ находятся сами собой. Это какой-то стихийный процесс. Часто покупают коллеги по работе и друзья. Многие работы находят своих хозяев, когда я выезжаю на МК в другие города и в другие страны.
Я продаю работы за вполне адекватную цену. Мне кажется, не очень дорого. Мне важен оборот материалов, важно, чтобы у меня в распоряжении всегда было много всего – много хорошей шерсти, тканей, разных полезных штучек. Продажа готовых работ помогает поддерживать этот запас.
Алёна, а как построена Ваша преподавательская работа?
Моя преподавательская деятельность очень активная и очень разная. Преподавание занимает важное место в моей жизни. Я провожу занятия, веду курсы и мастер-классы уже более 12 лет. За это время через меня прошло несколько тысяч учеников. Я давно уже сбилась со счета!
Меня часто приглашают текстильные вузы – российские и европейские. Читаю специальные курсы в рамках разных традиционных и нетрадиционных видов образования. Сейчас многие университеты и академии устраивают курсы для своих студентов. Они ищут новые формы и материалы. Их интересуют мои знания и опыт в сфере текстиля.
Кроме того, я постоянно веду занятия с детьми. Большинство из них построены по типу арт-терапии. Эти занятия проходят в саду Эрмитаж и в нашей школе Seasons. Нередко меня приглашают разные компании, чтобы организовать и провести занятия для сотрудников. Это могут быть программы тимбилдинга, организация досуга или мастер-классы.
И, конечно, я общаюсь с аудиторией мастеров по войлоку. Вот уже много лет провожу практические семинары в студиях Москвы. Мне очень приятно видеть, как мои ученики становятся успешными мастерами. Часто человеку нужен небольшой творческий толчок, и он начинает стремительно развиваться и превращается в самобытного интересного мастера.
Я очень люблю проводить занятия. Преподавание отнимает много сил, но в то же время освобождает внутреннее пространство для новых идей и проектов.
Раз в год я обязательно провожу занятия в студии "Шкатулочка". Ее хозяйка Ольга Антропе - замечательный организатор мероприятий. И очень нужный для меня человек - она всегда может достать материалы, которых больше ни у кого нет. Мы с удовольствием сотрудничаем и, надеюсь, наша совместная работа продлится ещё не один год.
Алёна – человек позитивной энергии. Она всегда щедро делится опытом с другими. Может быть, поэтому ей столько всего удается в жизни. Когда ты много отдаешь, взамен от Вселенной получаешь ещё больше. Я называю это круговоротом творческой энергии. Отдаёшь накопленные знания, делишься опытом, а к тебе уже стучатся новые идеи, подогреваемые вдохновением.
Алену по праву можно назвать инженером и исследователем в мире войлока. Она ставит перед собой сложные задачи. И решает их, придумывая новые технологии, разрабатывая выкройки, сочетая необычные материалы. Процесс поиска, экспериментов, исследований доставляет ей самую большую радость.
С насыщенной и творческой жизнью Алены домашние давно уже смирились. Мало того – её понимают и ей помогают. Никто не капризничает, если Алена поздно ночью прямо с работы едет в свою загородную мастерскую (дачу на Дмитровском шоссе), где продолжает работать над творческим проектом. Муж берет на себя заботу о 14-летнем сыне. Дочь поддерживает проекты мамы и даже даёт советы как профессиональный дизайнер.
Алёна, как Вам удаётся всё успевать? Как Вы сочетаете творческие проекты с повседневной работой?
Совмещать творчество с работой непросто. Поэтому я нашла такую работу, которая и есть творчество. Моя работа очень активная, насыщенная и даёт возможность реализовать себя с разных сторон. Я работаю в проекте Seasons – это и журнал, и школа, организация досуга и проведение фестивалей. В моей работе есть всё. Я преподаю в нашей школе и детском центре, веду гастрономическую рубрику в журнале. Мы делаем съёмки. Я сама организую мероприятия – гастрономические мастер-классы и вечеринки в нашей студии. Занимаюсь региональными проектами. Фестивали проекта Seasons проходят несколько раз в год не только в Москве, но и в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Хабаровске, других городах России. Мы постоянно расширяем географию проектов.
Я вращаюсь в очень позитивной и творческой среде – вокруг много дизайнеров, художников, артистов, архитекторов, мейкеров. Постоянно общаюсь со своими коллегами – лично и в переписке. Коллеги – это фокус-группа большинства моих творческих проектов – мои первые клиенты, критики, моя обратная связь.
Для такого количества проектов и таких объемов работ нужна мастерская? Есть ли она у Вас?
Конечно, мастерская у меня есть. Сейчас она располагается в нашем загородном доме – в прекрасном живописном месте. Это недалеко от города, поэтому я часто еду в мастерскую прямо с работы. Там у меня настоящий уютный любимый дом, рядом лес, в саду растут растения, которые мне нужны для работы. Когда-то я снимала мастерскую на Мосфильмовской улице. Это было много лет назад. Потом обстоятельства изменились. По работе мы большую часть времени проводили в Черногории, в Бодве. Потом младший сын пошел в школу, и мы перебрались в Москву. Нужно было жить в черте города – за городом остался большой дом, который мы строили сами. Здесь я и устроила мастерскую. Очень люблю это место. Здесь моё «место силы» - сюда приезжаю восстанавливаться в одиночестве. Здесь большое пространство для творчества. В то же время это дом для встреч и гостей. Сюда очень часто приезжают друзья и коллеги. Мы устраиваем рабочие «летучки» и съёмки. Иногда я провожу здесь выездные занятия с проживанием. Это курсы для маленьких групп продолжительностью 3-7 дней с полным погружением в творчество. В зависимости от сезона мы ходим в лес на прогулки за грибами, ягодами, травами или катаемся на лыжах. Обязательно что-то готовим вкусное вместе, ходим в баню, гуляем, устраиваем творческие вечера и, конечно же, занимаемся крашением и создаем вещи из войлока.
Вид из окна мастерской Алёны
Расскажите немного о своей семье. Поддерживают ли близкие люди Ваше творчество, принимают ли в нем участие?
Я очень люблю и ценю свою семью. Хотя ей, наверное, достается, очень мало моего внимания. Я всё время на работе или в мастерской. Но близкие понимают меня, и мне не мешают. Они научились самостоятельно организовывать свою жизнь так, чтобы я не думала о бытовых проблемах. Сейчас очень многие обязанности на себя взял муж. Семейные дела и дела нашего младшего сына он умудряется решать без моей помощи. Конечно, я стараюсь присутствовать в жизни детей.
Старшая дочь уже совсем взрослая и живет самостоятельно. Она профессиональный дизайнер. Иногда мы вместе работаем над проектами – Даша в журнале стилизует съёмки и работает декоратором оформления разных зон на наших фестивалях, ведет занятия по мерчандайзингу, визуализации и оформлению творческих проектов. Мне легко и интересно с ней, мы говорим на одном языке.
Некоторые из работы Даши - дочери Алёны
Сыну сейчас 14. И он тоже будущий художник с очень интересным и необычным видением мира. Сын тоже старается помочь мне, часто комментирует мои работы. Мне всегда очень интересно его мнение. Мы стараемся отдыхать вместе. Хотя это не всегда удается. Иногда мой отпуск совмещается с какими-то поездками по работе или выездными фестивалями. Свободного времени практически нет. Максимально использовать время – единственная возможность успеть всё, что хочется.
Каковы Ваши творческие планы на будущее?
Интересно жить здесь и сейчас. Поэтому я не сильно увлекаюсь планированием. Но одна мечта всё-таки есть. Я бы хотела создать загородную ферму с агротуризмом и творческой школой. Такое волшебное место, где будет вкусная сезонная еда, будут все вместе готовить. Здесь будут удобные комнаты, огороды, занятия разными видами творчества и ремёсел. Рабочее название этого проекта «Деревня Seasons».
Что Вы могли бы пожелать или посоветовать тем, кто начинает свой творческий путь в работе с войлоком? Может быть, у Вас есть совет или система, помогающая грамотно выстроить свое обучение или творческий процесс?
Я часто повторяю это на своих занятиях: секрет успеха, на мой взгляд, в том, чтобы делать своё дело честно, с полной отдачей на 200 процентов, выкладываться. Тебе бывает тяжело, но это даёт результаты. Результат в любом деле зависит от вложенного труда. Талант тоже важен. Но всё остальное это огромный и постоянный труд.
Ты должен быть на шаг впереди, развиваться, окружать себя людьми, которые могут тебя поднять выше. Можно посетить сотни мастер-классов разных мастеров, но если ты сам ничего не будешь делать, ждать результата бессмысленно.
Успешными становятся трудяги – те, кто работает и пробует, экспериментирует, добивается положительного результата. Я могу привести много примеров такого отношения к работе среди людей, которые учились у меня. Это Оксана Ткаченко, Наташа Кондрашова, Света Вронская, Света Болюх. Сейчас каждому очевидно, что эти люди интересны, они развиваются, у них прекрасные результаты – это и есть творческий путь.
Не устаю повторять своим ученикам: научить нельзя, но можно научиться. Поэтому те, кто очень хотят, обязательно научатся!
Энергичная и неутомимая Алёна устроила свою жизнь так, что в ней нет ни минуты свободного времени. Так тесно переплетены в ней работа и творчество, друзья и деловые встречи, вдохновение и вкусные пироги! Конечно, это большая удача познакомиться с таким человеком, увидеть его путь, прикоснуться к этому неиссякаемому источнику идей и творчества. И я рада, что эта возможность время от времени появляется у жителей Москвы и близлежащих городов – Алёна ежегодно проводит свои семинары. Продаются и её видеозаписи. Но живая встреча и работа под руководством мастера, без сомнения, гораздо интереснее. Этой осенью Алёна снова будет проводить занятия в «Шкатулочке».
Анонс ближайшего занятия здесь: https://www.livemaster.ru/topic/1929519-alena-selezneva-prakticheskij-seminar-tehnika-pleteniya?vr=1&inside=1
И ещё об одной интересной части жизни Алёны мне бы хотелось рассказать. Многие знают, что Алёна изумительно готовит. Её визитная карточка – разнообразная вкусная выпечка, которой она обязательно угощает своих учеников на занятиях, своих коллег и гостей.
Алёна, расскажите немного о своем кулинарном увлечении. Как и где учились делать пироги и торты?
Всё просто. Я из большой и дружной семьи. С одной стороны у меня татарские, а с другой украинские корни. Всю жизнь наша родня собиралась на праздники – свадьбы, юбилеи, и мы обязательно что –то готовили вместе. Еда и кулинария в нашей семье были в большом почёте.
Специально меня никто не учил готовить. Летом у бабушки дома собирались все 18 внуков, и все мы весело помогали ей – пекли пироги и плюшки, варили варенье, делали заготовки на зиму. Отсюда и началась моя любовь к кулинарии.
Я редко готовлю по рецептам. Считаю себя «интуитивным» поваром – чувствую, что с чем хорошо сочетается, и всегда знаю, что изменить в рецепте, чтобы блюдо стало особенно вкусным. Основная моя база – это наши семейные рецепты.
Есть, например, знаменитый на всю Москву торт Наполеон, который я всегда пеку на торжественные случаи для своих коллег и близких.Есть булки с корицей, которые обожает вся редакция. На работе ходит легенда, что без булок сдача очередного номера журнала не состоится.
Я очень люблю готовить, и своих коллег и гостей, и учеников всегда с удовольствием кормлю и угощаю вкусной выпечкой. Даже на мастер-классы приезжаю с пирогами. Особенно радуются этому дети.
Сейчас самая фруктовая и ягодная пора. Может быть, Вы поделитесь с нашими читателями каким-то вкусным и проверенным рецептом?
Конечно! Расскажу, как приготовить скрамбл с крыжовником. Скрамбл – очень простой, быстрый, но очень вкусный пирог. Можно готовить его со множеством разных начинок, и всегда удивлять домашних и гостей чем-то новеньким.
Я стараюсь в выпечке не использовать муку высшего сорта. Предпочитаю цельнозерновую, и обязательно добавляю какую-то ещё «полезную»: кукурузную, амарантовую, кунжутную, черемуховую или льняную.
Итак, рецепт от Алёны Селезнёвой:
СКРАМБЛ С КРЫЖОВНИКОМ
Тесто:
Смешиваем в одной посуде 200 г пшеничной муки (лучше цельнозерновой), 200 г кукурузной муки (или черемуховой, или амарантовой), 400 г овсяных хлопьев и 200 грамм сахара (лучше тростникового).
На крупной терке натираем в сухую смесь 250 г сливочного масла.
Руками растираем тесто и формируем крошку.
Начинка:
от 500 грамм до 1 кг крыжовника . Крыжовник нужно измельчить в блендере или комбайне (желательно, чтобы остались небольшие кусочки).
Тесто делим на две части. Половину равномерно высыпаем на противень. Выливаем сверху начинку, распределяем ложкой и посыпаем оставшимся тестом.
Ставим пирог в духовку, разогретую до 180 градусов (желательно, чтобы прогрев был сверху и снизу). Скрамбл выпекается от 30 до 40 минут, в зависимости от мощности духовки. Крошка должна подрумяниться.
Когда пирог готов, достаем его из духовки. Можно есть его теплым. Если Ваш пирог с ягодной начинкой, то его лучше остудить. Скрамбл можно подавать с мороженым, сметаной или взбитыми сливками.
Варианты начинок могут быть самыми разными: используйте любые ягоды (бруснику, чернику, смородину, малину, ежевику), сливу, абрикосы, фейхоа. Мелкие ягоды можно выкладывать на тесто целиком. Зимой можно печь скрамбл с замороженными ягодами или с протертыми с сахаром.
На детские мастер-классы Алёна любит печь скрамбл-суфле. Тесто готовится так же, как описано выше. На первый слой теста выливается творог, взбитый со сметаной и яйцами (2-3 пачки творога, 2 яйца, сахар, стакан сметаны), затем выкладываются ягоды, затем второй слой крошки.
Если же вместо сахара в тесто добавить манку, то можно сделать несладкий скрамбл –с начинкой из рыбы, сыра или шпината.
Приятного Вам аппетита, вдохновения и много энергии для творчества!