Все мы знаем Светлану Болюх. Художник, искусствовед, автор нескольких известных коллекций, активный участник выставок, талантливый мастер и педагог, Светлана иногда исчезает «с экрана» на полгода или год, чтобы вдруг появиться снова и удивить нас новыми классными работами и необычными техниками. Так случилось и на этот раз.
Перед стартом нового курса С.Болюх мы решили познакомить вас поближе с этим интересным мастером и осветить несколько страниц из ее творческой биографии.
Ирина Спасская в одном из своих выступлений назвала Светлану «гением фактур». И с этим «титулом» трудно поспорить. Светлана много лет исследовала свойства разных видов шерсти, волокон, флисов, опробовала десятки способов раскладки и выработала простую и доступную систему рациональной раскладки и валяния шерсти для одежды, а также способы создания необычных объемных и очень красивых фактур в изделиях из войлока.
По ссылке Вы можете посмотреть видео-презентацию одной из ее коллекций: https://youtu.be/fuVEedf08fQ
Светлана мастерски работает с цветом. Наверное, все помнят ее открытую лекцию по цветоведению и использованию цветового круга на посиделках в «Шкатулочке»: https://youtu.be/3DlQh1RJhxw
По образованию Света – профессиональный художник и дизайнер. Закончила Московское академическое художественное училище памяти 1905 года и Российский государственный гуманитарный университет по специальности «искусствоведение».
Света, как Вы познакомились с войлоком?
«После окончания института я очень долго работала дизайнером общественных помещений (оформляла интерьеры магазинов, кафе, ресторанов). Но в 2008 году наступил очередной экономический кризис, я уволилась и решила полностью сменить направление работы. Однажды на страницах Интернета я наткнулась на фото сумок Лейлы Абдуллаевой. Техника, в которой они были сделаны, очень заинтересовала меня. Я долго не могла понять, как и из чего сделаны сумки. Интерес сподвиг меня дальше изучать тему валяния. И вскоре я поняла, что ЭТО ОНО – то, что я искала!
Как началось Ваше обучение работе с войлоком?
Сначала я пошла на курсы Ксении Шинковской – причем сразу на второй уровень. А второй уровень курса был скорее посвящен поиску и разработке идей для войлока, нежели технологии валяния. И вот на протяжении нескольких занятий я никак не могла свалять войлок. То есть у меня не получалась «тряпочка», а получалось нечто совершенно несуразное. Тогда я стала искать того, кто бы мне помог разобраться с технологией, и записалась к Нине Демидовой. Я пришла на урок к Нине, получила, наконец, вожделенную валяную «тряпочку» (кажется, на этом МК мы валяли шарфик). Я осталась очень довольна.
Потом вернулась на курс к К.Шинковской и закончила его. Но мне показалось этого мало, и я стала искать, где бы еще поучиться…
Когда я собиралась учиться войлоку, мне казалось, что создать войлочное полотно – это самое легкое. А на деле это оказалось самым сложным. Именно поэтому спустя несколько лет я придумала и разработала систему обучения созданию войлочного полотна с заданными свойствами – ведь это как раз то, чего мне не хватало, когда я начинала».
Что стало Вашим «волшебным пинком», чтобы начать успешно работать самостоятельно?
После того, как я познакомилась с войлоком, был долгий и очень плодотворный период работы в студии «Шкатулочка». Мне повезло – я стала администратором и администрировала все мастер-классы, которые проводились в студии.
По долгу службы я общалась с ними всеми, посещала их занятия, помогала им решать организационные моменты в работе. Если сейчас перечислять, у кого я училась, то проще, наверное, сказать, у кого я не побывала, чем назвать всех мастеров, на занятиях которых я была.
Конечно, обучение дало мне очень много. В моей учебной биографии было много знаковых мастеров, которые вдохновили меня на дальнейшую самостоятельную работу. Это Нина Демидова, Алена Селезнева, Ирина Спасская, Диана Нагорная, Вилте Казлаускайте.
А потом я ушла из "Шкатулочки" и долго "варилась в собственном соку". Тогда-то и стали рождаться первые крупные работы и серьезные коллекции.
Я с самого начала решила, что буду делать одежду. А после обучения утвердилась во мнении, что войлок очень хорош для курток, жакетов, пальто, жилетов, шапок и кофт. Эти вещи до сих пор составляют основы моих коллекций.
Света, что особенно в Ваших вещах из войлока и в Вашем подходе к творчеству?
"Меня завораживает процесс творчества. Такой, когда всё делаешь интуитивно, стремительно принимаешь решение и нельзя ошибиться. Работа с войлоком для меня по ощущениям сравнима со свободной росписью шёлка. Когда нужно быстро реагировать и, не сомневаясь, делать верные шаги. Поэтому я стремлюсь так овладеть материалом, чтобы он был послушен, чтобы моя идея воплощалась на 100%. Люблю получать именно то, что задумала.
В работе с войлоком я воплощаю свои идеи. Мне хочется всегда получать что-то особенное. Я не стремлюсь, чтобы мои вещи были похожи на промышленные или на шитые. Для меня ценность ручной работы в том, что она выглядит натурально, естественно, так, как будто этот образ вышел из природы сам собой, вырос – гармоничный и как будто нерукотворный.
В последнее время мне нравится сочетать техники. К войлоку, например, я добавляю вышивку – которая, на мой взгляд, смотрится с ним очень органично. Люблю использовать в отделке работ натуральные ткани с принтами.
И еще один важный момент. Чтобы вещь получилась, мне нужно получать кайф от работы. В процессе работы – я творец, я ловлю момент, вдохновение, воплощаю идеи на лету. Для меня нет удовольствия в следовании четко заданному шаблону. Я встраиваюсь в процесс и четко отслеживаю, что происходит, вовремя реагирую. Это как в музыке – когда ты хорошо владеешь инструментом и приемами игры, начинаешь импровизировать, и получаешь огромную радость от этого".
Света, расскажите, как родилась Ваша система валяния?
«Когда я изучила приемы и способы валяния разных мастеров, я поняла, что мне нужно что-то другое, что-то своё. Мне был необходим какой-то особый способ валяния. Например, мне не нравилось долго катать изделие в рулоне. А если уж мне что-то не нравится – не буду этого делать, хоть ты тресни. А еще мне очень важно было получить на выходе не плоский войлок, а сохранить и подчеркнуть фактуры.
Я много экспериментировала, думала, почему и как происходят те или иные процессы, и, наконец, нашла такие способы раскладки и валяния, которые устраивали меня.
Мой войлок получается качественным и очень эластичным, с заданными свойствами и интересными фактурами – для одежды это важно.
Мне кажется, я уже нашла своё направление в войлоке. И мне очень повезло – я точно знаю, в каком направлении двигаться дальше.
Я как старый акын из анекдота, который играет и мелодию на одной струне. А когда к нему подходит молодой и спрашивает: «Почему ты не пробуешь играть так, и так?», отвечает: «Э, ты молодой, ты ищи. А я свою мелодию уже нашёл.»
Светлана, Вы надолго пропали из сообществ, давно не выступали публично. Вас можно встретить только на войлочных выставках в неизменной кампании милой собачки Гаечки! Наверное, готовите для нас очередной сюрприз?
«Просто у каждого есть время накапливать, и время отдавать.
Я преподаю уже несколько лет. Основное направление моих занятий - это одежда из войлока, фактуры в войлоке, эластичный войлок. Я много ездила со своими мастер-шоу и мастер-классами по стране. Посетила Питер, Рязань, Екатеринбург, Челябинск, Иркутск, Таллин и другие города.
Мои ученики успешно работают, многие из них стали известными мастерами, создают коллекции и обучают других. Их работы хорошо узнаваемы.
Но в процессе преподавательской практики я часто сталкивалась с тем, что одного занятия мало, чтобы качественно отработать и раскладку, и технологию валяния, и создание фактур, и технику «нуно».
Поэтому я решила сделать целый курс для тех, кому интересна моя технология. И вот он готов. И уже через несколько дней начнутся первые занятия!
Мой курс будет полезен и новичкам, и мастерам с опытом, так как в нем рассматриваются очень важные вопросы, которые рано или поздно встают перед каждым мастером. В рамках курса я постараюсь подробно осветить все важные моменты, связанные с созданием войлока для одежды. Приглашаю и тех, кто уже учился у меня, и тех, кто еще ни разу не был. Всем будет интересно, и каждый унесёт для себя много нового.
Я собрала и систематизировала именно те знания, которых мне самой очень не хватало в период моего знакомства с материалом и первых опытов валяния одежды. Уверена, что они будут полезны и Вам».
Со своей стороны добавим, что курс Светланы Болюх заставит Вас по-новому взглянуть на технологию валяния и откроет новые горизонты для творчества. Система С.Болюх из тех, что способны сильно изменить привычные представления о войлоке и вывести Ваше творчество на качественно новый уровень.