Первые шаги
«Я с детства умела шить, вязать, вышивать. Эти умения достались мне в наследство от моих бабушек, а любовь к конструированию, от мужчин - инженеров, коих было много в моем роду.»
Знакомство Ольги с войлоком началось в 2011 году. Однажды Ольга, сидя вечером за компьютером, увидела необычный валяный цветок – «Георгин на снегу» и буквально влюбилась в него. С тех пор ее занимала только одна мысль: «Как это сделано?»
В то время Ольга каждый день занималась танцами и балетом, и оказалось, что по дороге к танцклассу есть магазинчик рукоделия, где обучают валянию новичков. Здесь-то Ольга и познакомилась с валянием. Пройдя несколько уроков для начинающих у мастера Елены Кондрашовой, Ольга решила продолжить самостоятельные эксперименты. И сразу стали рождаться яркие, необычные и очень качественные работы.
Войлок заслуживает того, чтобы быть эксклюзивным
Может быть, дело в том, что изначально Ольга Цхай поставила себе очень высокую планку?
Ольга сразу решила, что будет делать только вещи хай класса (игра слов или будущий термин, но у меня сразу придумалось: «вещи Цхай-класса»)
Итак, Ольга поставила перед собой сверх-задачу: делать вещи, которые по качеству не уступают вещам «от кутюр».
«Зачем я буду делать то, что кто-то делает лучше меня? Или то, что можно купить? Я лучше пойду и куплю. Я должна делать то, что купить нельзя, то, что будет лучше всего, что было. В моем кругу люди, которые привыкли носить эксклюзивные вещи – невозможно было переодеть их войлок среднего качества. И вообще я думаю, войлок заслуживает того, чтобы быть эксклюзивным. Эксклюзивным и очень качественным.»
С этими мыслями Ольга погрузилась в работу.
«С маниакальным рвением я начала исследовать материалы, меня интересовало все самое лучшее, что есть на рынке: разные виды шерсти, шелка, и все что могло бы мне способствовать в реализации моих идей. Я делала образцы, сравнивала, анализировала, изучала литературу, и постоянно практиковалась, каждый день я что-то валяла, от небольших изделий, до огромных пальто. Я ничего не откладывала на потом, пришла идея - я искала способы ее реализации и воплощала ее в жизнь. Принцип всегда один: я знаю, что я хочу сделать, а дальше просто решаю, как это сделать. Я не перестаю учиться и сейчас, постоянно нахожусь в творческом поиске.»
Дорога к совершенству
Потом было вступление в Союз мастеров по войлоку и первый показ коллекции в Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Коллекция называлась «Традиции и современность». Ольга продолжала работать, искать новые образы и формы. И, в конце концов, добилась того, чего хотела. Сейчас у нее свой бренд, работы Ольги широко востребованы, хотя она никогда не занималась рекламой своих изделий. Ученики и клиенты сами находят ее и приезжают порой из самых дальних уголков мира за знаниями и опытом, за красотой и качественными вещами. Покупка брендовых вещей – это своего рода инвестиция. Действительно, у моделей одежды и аксессуаров, которые создает Ольга, есть какой-то вневременной оттенок. Недаром она говорит «Я делаю такие вещи, которые и через 50 лет будет не стыдно достать из шкафа и выйти в них в свет».
Ольга с большим удовольствием носит свои вещи сама. В ее гардеробе пальто, платья, шляпки, жакеты, которые она сделала для себя. Некоторые вещи она носит уже более пяти лет.
«Работы, которые я делаю для себя, я обычно не фотографирую на моделях, и не выставляю в магазин. Я сразу знаю, что эта вещь будет моей, и не хочу ее продавать. В последнее время ловлю себя на мысли, что свои пальто я надеваю с большим удовольствием, чем дорогие шубы из натурального меха. Вещи, которые я делаю на продажу, я обязательно тестирую – они должны быть идеальны. Помимо внешнего вида, обязательные критерии – это комфорт, свобода движений, легкость, прочность, пластичность, при необходимости - ортопедические свойства. »
В работе с войлоком мелочей не бывает
Ольга – настоящий исследователь в мире войлока. У нее нет ни одной работы, где бы повторился состав материалов. Она делает сотни образцов, экспериментируя с шерстью и флисами, с видами раскладки, способами валяния.
«В работе с войлоком нет мелочей – каждый этап предельно важен для получения нужного результата! Можно сделать тонкую и аккуратную раскладку, но потом так ее свалять, что на выходе получите «монстра» вместо прочной и пластичной вещи. Поэтому я годами оттачиваю все этапы работы: и работу с материалами, и построение выкроек, и валяние, и финишную обработку изделий».
Ольга успешно применяет в работе с войлоком свои знания в сфере математики, физики, химии – глубина подхода к предмету – особенность ее метода.
Что касается преподавания – здесь у Ольги свой особый подход. И это отдельный подробный рассказ, который будет опубликован чуть позже.
В Москву Ольга приезжает примерно раз в год. В прошлый ее приезд прошло практическое занятие по эко-крашению и по работе с шерстью альпаки – любимым материалом Ольги.
В этом году Ольга приезжает в Москву с серией практических мастер-классов, которые пройдут в студии «Шкатулочка» с 15 по 17 июня.
Беседу с мастером вела Катя Ветрова