2 вида искусства Дианы Нагорной
Диана Нагорная всегда улыбается, отвечая на вопрос, из чего сделаны ее невероятные платья, юбки, кардиганы и другие предметы гардероба. Неужели? – изумляются неискушенные ценители моды. Да, из войлока!
Этот древний и одновременно суперсовременный материал очаровал Диану своими практически безграничными возможностями для дизайна. Уникальность войлока в том, что дизайнер может создавать не только силуэт, архитектуру модели, но и фактуру материала. Технология фелтинга не предусматривает крой. Из натуральных волокон с помощью валяния создаются детали будущего изделия, согласно размеру и конструкции, которая есть в голове у дизайнера или на эскизе. Это работа handmade в буквальном смысле. И ее результат зависит не только от полета фантазии дизайнера, но и от его прикладных навыков. Вот почему, несмотря на то, что войлок, за счет своей экологичности и эксклюзивности, - один из лидеров среди глобальных модных трендов, не так много модельеров одежды на него «посягают». В первую очередь это касается Высокой Моды. За последние несколько сезонов можно вспомнить роскошные коллекции Franck Sorbier, Jean-Paul Gaultier, Yiqing Yin и свадебную YolanCris. Неудивительно, что уже первая коллекция Diana Nagorna, которая увидела свет в 2012 году, вызвала грандиозный резонанс. Для Дианы войлок – это палитра художника, с помощью которой можно создать любое «полотно». Он открывает безграничное пространство для творчества дизайнера, как в сфере креатива, так и бизнеса. И Диана Нагорная этим пользуется не только талантливо, но и успешно. Ее эксклюзивные изделия вызывают восторг у взыскательных клиентов, «коллег по цеху» и модных критиков по всему миру, она ведет мастер-классы по обе стороны Атлантики и создает новые шедевры из войлока. Она – впечатляющий и мотивирующий пример для всех, кто мечтает о завоевании мира с помощью оригинальных идей, современных коммуникативных технологий и упорного труда. Selfmade women, которая создала свое имя и репутацию благодаря handmade творчеству. Это не единственный пример в мире моды и искусства, но такой же редкий, как самородок. Узнаем, какими еще гранями может заблистать дизайнерский талант Дианы Нагорной.
- Диана, Вы считаетесь одним из признанных мировых авторитетов в области «кутюрного фелтинга». Как бы Вы объяснили секрет своего успеха?
- Секреты любого успеха давно известны (улыбается). Просто нужно много работать, постоянно развиваться, анализировать, стремиться делать каждую следующую работу лучше предыдущей, любить то, что делаешь. Я очень много работаю. Уже около десяти лет занимаюсь художественным войлоком, созданием уникального текстиля. Люблю экспериментировать, исследовать материал, мне не бывает скучно в работе. Я, так сказать, «фелт-серфер», умеющий и ловить и, что особенно важно, создавать «волну» для себя и для других увлеченных фелтмейкеров.
- Когда Вы создавали свою первую коллекцию, какие у Вас были амбиции, ожидания?
- Смелые амбиции и расчет на некоторый триумф были главными компонентами и движущей силой в создании первой коллекции. Я была уверена, дебют должен быть именно таким - эдакое скольжение по грани между одеждой, как вполне уместным элементом гардероба и арт объектом, выражающим смелые идеи автора (улыбается). Работа была проделана огромная. Многие эффектные находки получались из неудачных экспериментов, когда, не знаешь, как надо, поэтому делаешь как хочешь (улыбается). Одно из моих любимых состояний. И это работает.
- Вы очень молоды, а технологию обработки войлока можно назвать старинной? Что Вас в ней эмоционально привлекает?
- Войлок - это теплый, «живой» материал. Мне очень нравится взаимодействовать с ним. Видеть, как рождаются новые, уникальные текстуры и фактуры, видеть, как смешиваются цвета, чувствовать, как в моих руках разрозненные пушистые пряди принимают задуманную форму. Я создаю не только одежду, но и обувь, сумки, аксессуары, предметы интерьера, то есть все, что хочу, следуя за своим вдохновением. Какой еще материал может мне позволить такую роскошь? (улыбается)
- За счет чего технологически достигается тонкость войлока? Как Вы обучались ей?
- На качественные свойства войлока влияют разные факторы, а точнее их комбинации: тонина шерсти, толщина раскладки, направления раскладки материалов, их количество и качество. В своей работе я использую люксовые материалы - тончайшую мериносовую шерсть и натуральный шелк. Это вкратце, а вообще это тема целой лекции, и даже наверное не одной. Я все это изучала самым надежным и эффективным способом - проб и ошибок (улыбается). И всем его рекомендую.
- Ваша актуальная коллекция довольно большая, а Ваша работа наверняка очень трудоемкая. Сколько времени Вам понадобилось для ее создания?
- Над коллекцией Felt Fluid («Струящийся войлок» - ред.) я работала больше года. Это был неспешный творческий процесс, в котором я хотела «попребывать», то есть насладиться процессом творчества и реализовать самые разные идеи. Очень важно себе позволять это. Такое «свободное парение» в творчестве питает душу художника, дарит вдохновение для будущих проектов.
- Вы – профессиональный художник, когда Вы выбирали профессию, то знали, на каком конкретном творческом поприще хотелось бы добиться признания?
- Время «выбирать профессию», обусловленное системой образования и социальными стереотипами, мне кажется, обычно застает человека немного врасплох, в возрасте до двадцати лет, когда в основном ветер в голове и бабочки в животе (улыбается). У меня было много идей, амбиций, но довольно смутные представления, о способах их реализации. Но хорошая новость в том, что искусство и его различные современные формы не изолированы друг от друга, а очень плавно переплетаются и взаимодействуют. Поэтому художник может параллельно исследовать разные творческие направления, менять их, ничего не теряя, а только обогащая свой кругозор новыми знаниями. А также приращивать разные навыки, пополняя ими свой профессиональный арсенал, находить новые материалы и возможности для воплощения своих идей. Это и мой путь тоже. Я работала с разными материалами в разных прикладных техниках, пробовала себя в дизайне интерьеров. А войлок увлек меня сразу, сильно и всецело. В нем мне нравится все... Его безграничные возможности, его отзывчивость и готовность воплощать любые замыслы неугомонной творческой натуры (улыбается).
- В сознании большинства «потребителей» войлок ассоциируется с какими-то простыми формами. Не кажется ли Вам это несправедливым?
- О, я очень люблю простые формы! Но я говорю о выверенной простоте, в которой не хочется ничего добавить или убавить. Создание такой «простоты» дело сложное.
И это моя новая область исследований и будущих экспериментов. Несправедливым мне кажется то, что в мире современного войлока, многие мастера, умеющие делать хороший качественный войлок, пытаются воспроизводить элементы масс-маркета в этом уникальном материале, тем самым как бы «штабелируют» живые цветы в штампованные коробки. Я не против масс-маркета конечно, это живая, динамичная субстанция, в ней много интересного. Я против трафаретного копирования идей, против плоских, «лобовых» решений.
- Беретесь ли Вы за изделия на заказ? Или свободное творчество предпочтительнее для Вас?
- Я, конечно люблю создавать новые «штуки», это особенное удовольствие, полное азарта, неизвестности и томительного предвкушения результата. Но делая повтор какой-либо работы, я испытываю другой вид удовольствия - это спокойная, умиротворенная работа, в которой ты можешь учесть все ошибки, присутствовавшие в первом, поисковом варианте, и просто наслаждаться процессом.
- Какие творческие эксперименты можно от Вас ждать? Чего Вам хотелось бы достичь на этом поприще?
- У меня есть много идей, ждущих своего воплощения, не только в одежде, но и в создании предметов интерьера, арт объектов из войлока. Всегда хочется пробовать что-то новое, искать другие формы, открывать необычные грани этого удивительного материала.
Думаю о персональной выставке, которая гармонично объединит в себе эти темы. Хочу, чтобы это происходило в большом и светлом выставочном пространстве. Еще много всего предстоит воплотить, и эта перспектива меня очень радует!
Интервью записала Оксана Ошер
www.diananagorna.com