ПРАЗДНИК, который всегда со мной!
ВЫ, КОНЕЧНО ЖЕ, ЗНАКОМЫ С ОЛЬГОЙ АНТРОПЕ! ТАЛАНТЛИВЫМ ОРГАНИЗАТОРОМ И КОММЕРСАНТОМ, ОЧАРОВАТЕЛЬНОЙ ХОЗЯЙКОЙ СТУДИИ «ШКАТУЛОЧКА», ЧЕЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФЕЛТ-СООБЩЕСТВА СЛОЖНО ПЕРЕОЦЕНИТЬ.– Ольга, здравствуйте! Спасибо,что согласились уделить время. Я не перестаю восхищаться вашим стилем! Как вы умеете носить авторские вещи, не каждый так может. Это своего рода искусство!
– Спасибо, конечно, Наташа! Но я не считаю, что я эталон стиля и совершенства. Мне кажется, что это идет изнутри. Интуитивно, эмоционально, спонтанно!
Фото: Екатерина Зуева
– Да, согласна! То, как мы одеваемся, отражает наш внутренний мир. Но далеко не все могут носить вещи ручной работыи пребывать с ними в гармонии. Я восхищена этой вашей способностью и хочу поговорить о ней поподробнее.
– Вы правильно заметили, любая вещь требует некой гармонии. Мне говорят: « Конечно, тебе это идет! Тебе и шляпки идут, и кика (женский головной убор с рогами – прим. ред.), и вуалетки! Да, я ЛЮБЛЮ войлок, и поэтому он мне к лицу! И ношу это уверенно! И никаких комплексов, что эта вещь сделана не каким–то известным кутюрье и не на производстве. Любая вещь ручной работы оригинальна, необычна. И нужна в определенной степени смелость и уверенность, чтобы это надеть. Любая другая девушка, смелая и уверенная, когда наденет войлочную вещь, будет так же органично выглядеть. Мне хочется донести до людей яркие эмоции. Жизнь – это ценность, нам данная, и надо сделать все, чтобы она была яркой, насыщенной, эмоциональной. Влюбляться, любить, что–то делать, творить, бороться. Радоваться самой и радовать окружающих. Я могу надеть что–то ироничное, оригинальное. И если человек на улице не понимает что это такое, да пусть он просто похохочет надо мной! Я могу ему прямо в глаза сказать: «Смейтесь, не стесняйтесь!» Он, как минимум, улыбнется и пойдет в хорошем настроении дальше. И будет говорить: «Там какая–то забавная тетя меня развеселила!» Так и во всем.
Я начала носить эти работы, когда только появилась войлочная одежда. Девочки как–то робко ее носили. Сейчас довольно часто я вижу девчонок в валяной одежде, которую они сами сделали, и носят ее с удовольствием, гордятся ею. А когда «Шкатулочка» только делала первые шаги, девочки робели ее носить. Делать не стеснялись, дарить, продавать не стеснялись. А носить сами стеснялись. Вот такой дисбаланс. Я поняла, что нужно показать им, что это красиво, носибельно, привлекательно. Мне нравились эти работы. Они были необычные, нестандартные. Даже несмотря на неяркие оттенки первых коллекций, они все равно привлекали внимание. Вызывали такие эмоции, как удивление, растерянность. Вроде это платье, но что это за платье?! Помню, я была по делам в одной оптовой компании, и мой менеджер, увидев на мне тунику Лены Смирновой, просто обалдела. И спросила: «А можно я позову замдиректора?» Тот пришел, походил-походил вокруг и говорит: «А можно я позову директора?» И меня это так впечатлило! Уж если мужчины так на это отреагировали! Обычно же они не обращают такого внимания на женские наряды. Второй случай был в Париже. Август месяц. Прохладно. У меня был лохматый снуд Кати Щукиной. Брутальный, в экостиле. Когда я шла по улице, все молодые девушки и парни буквально сворачивали головы. И это в мире, где сложно кого–то удивить! Осознание того, что это сделано руками наших девочек, вызывает у меня умиление и гордость.
Ольга Антропе в роли Шляпника. Образ и грим: Светлана Оспищева. Фото: Михаил Саутин
– Началось все с Вики Козырь. Конечно, я увлекалась разными видами рукоделия. И вязала, и вышивала. Появлялись новые виды рукоделия. А все рукодельницы – это такие «хомячки». И у меня уже образовались приличные запасы всяких «сокровищ». А тут появился войлок! Но я внутренне с собой договорилась не отвлекаться больше ни на что. И сдерживала себя. А на выставке «Формула Рукоделия» Вика Козырь попросила меня походить в ее колье в качестве рекламы. Вдруг кто–то обратит внимание, и она сможет найти себе клиента. И я проходила в нем весь день. И не смогла с ним расстаться. Я увидела, что на вещи из войлока обращают внимание все возрастные категории. Это радует людей, вызывает эмоции. И я поняла, что я не смогу себе отказать в войлоке. Потом были палантины. Потом была выставка «Ладья», на ней я носила туники Лены Смирновой. Позже меня познакомили с Аленой Селезневой. Тогда я еще не слышала о платьях. А у Алены уже были валяные платья. И я стала обладателем ее платья с птицами. И оно до сих пор живо! Оно фантастически привлекает внимание! Для меня важно, чтобы люди радовались и получали удовольствие от того, что они видят.
Шут Сверчок. Работа Светланы Оспищевой. Для нее самой этот шут особенный: в нем заключена тихая грусть и мудрость. «Прелесть кукол в том, что каждый может найти в них что-то свое», – убеждена Светлана.
– Вопрос философский. Это происходит спонтанно. Я все выбираю по настроению. Да, действительно, выбор большой. Но вещи, которые предлагают мастера, как правило, сделаны для конкретной целевой аудитории. А я, скорее, выбиваюсь из аудитории и выбираю яркое и нестандартное. А те, кто только осваивают мир войлока и делают свои первые робкие шаги, выбирают спокойные цвета, спокойный дизайн. Этот этап мной уже пройден. Мой выбор – яркие и нестандартные работы, художественное решение автора. И еще я люблю предоставлять свободу мастерам. Когда я сотрудничаю с мастерами, мы оговариваем только цветовую гамму и основные линии силуэта, а дальше дизайнер вправе «покуражиться», как хочет. Он вправе увидеть меня так, как считает нужным!
Рюкзак «Гвоздь». Мастер Анна Кабанова. На создание сумки вдохновили развалины старой церкви. Гвоздь в застежке настоящий, обвалян войлоком.
– Ну, прямо идеальный заказчик!– В каком–то смысле да. Что касается аксессуаров и небольших вещей, я не ограничиваю автора ничем. Любой кураж и решение автора я обыграю: либо успокою, либо подчеркну. А вот с большими работами труднее. Не каждый может выйти за рамки и дать волю фантазии, а я не могу принуждать к этому автора. Это должно быть взаимным желанием. Долговременное сотрудничество складывается, когда мы знаем и чувствуем друг друга. И многие «подписываются» на мои авантюры. Но какие–то вещи просто покупаются из коллекций. Имею в своем «арсенале» работы Дианы Нагорной, команды «Три пары рук» и других очень талантливых мастеров.
Ольга Антропе вместе с единомышленниками по фелт-сообществу. Гость студии-магазина «Шкатулочка» – редактор журнала Wild Fibers (США)
– Насколько практичны войлочные вещи? Как долго они служат?
– Довольно долго. Например, платье Алены живо до сих пор, хотя ему 7 лет. Оно не потеряло своей актуальности. Его дизайн не устарел. Я несколько раз его стирала. Не в машинке, конечно. Да, войлочная вещь требует деликатного ухода и бережного обращения. Я слышала, что есть какие–то вещи, которые вытягиваются, но мне такие не попадались. Все мои платья хорошо выглядят, и ношу я их постоянно. Это не одноразовые работы. В войлоке можно сделать арт–объект на один вечер для определенных целей, но у меня вещи из повседневного сегмента.
Шерстяной волчок. Работа Светланы Оспищевой. «Мне показалось забавной аллегория: шерстяной волчок из шерсти овцы. В руках у него юла. Второе название игрушки – «волчок». Получается вот такая игра слов», – рассказывает она.
– Получается, что такие дизайнерские яркие, необычные и привлекающие внимание вещи могут быть базовыми в гардеробе?
– Конечно, могут. Я была на выставке рукоделия в Лондоне в жилете Юли Хабаровой. И было приятно, что подходили не только мастера по войлоку. Жилет произвел впечатление и на тех, кто не валяет. С гордостью рекламировала Юлину работу, хотелось показать миру, что войлок – это не только валенки. Большинство людей брезгливо относятся к слову «войлок». А когда они видят эти работы, их отношение меняется, глаза загораются: «А что это такое?» То же самое могу сказать про экомех. Многие думают, что это какая–то кожа. И это тоже приходится объяснять: мол, мех из овечьей шерсти, но овечка жива и здорова.
«Караколь» – мальчик-паяц. Работа Светланы Оспищевой. Куклы с характером, судьбой – вот что самое интересное для самого мастера.
– Благородная задача!
– Да. Меня часто спрашивают: «А это снимают с овцы?» Отвечаю: «Да, но не снимают, а стригут!» И тут я выворачиваю изделие, показываю, что тут нет никакой шкуры. Что это только флис с овечки и искусство дизайнера, мастера, который это придумал, создал такую вещь. И это действительно очень красиво. А еще и тепло, и уютно, и комфортно. Вспоминаю такую историю. Однажды поздно вечером на пустынной улице я подошла к машине и искала в сумочке ключи. А на мне была надета войлочная кика. И тут с другой стороны улицы резко разворачивается мужчина и стремительно направляется в мою сторону. Конечно, я испугалась. И вот он неумолимо приближается... А ключи все не находятся. И тут я слышу: «Скажите, а какой сегодня праздник?»
Ольга Антропе в роли Белой Королевы. Образ и грим: Светлана Оспищева. Фото: Михаил Саутин
КУПИТЬ ЖУРНАЛ ИЛИ ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ